Безопасность и общество Оздоровление Полезные ссылки MILEX-2017ГОД НАУКИ - 2017
En Слабовидящим

В Госкомвоенпроме прошли торжественные мероприятия, посвященные 25-летию со дня создания национальной системы экспортного контроля

В Госкомвоенпроме прошли торжественные мероприятия, посвященные 25-летию со дня создания национальной системы экспортного контроля
22 августа 2017

21 августа в Государственном военно-промышленном комитете Республики Беларусь прошло торжественное собрание, посвященное 25-летию национальной системы экспортного контроля.
В праздничных мероприятиях приняли участие секретарь Межведомственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю при Совете Безопасности Республики Беларусь Дмитрий Ковалев, представители военного ведомства, министерства иностранных дел, комитета государственной безопасности и государственного таможенного комитета Республики Беларусь, руководители ряда предприятий системы Госкомвоенпрома и оборонного сектора экономики, обладателей свидетельств на право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг).
В связи с 25-летием национальной системы экспортного контроля поздравления в адрес работников специально уполномоченного органа в области экспортного контроля — Государственного военно-промышленного комитета, направил Государственный секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь Станислав Зась.
В своих выступлениях Председатель Госкомвоенпрома Олег Двигалев, заместитель Председателя Госкомвоенпрома Геннадий Смольский (возглавлял отдел экспортного контроля и лицензирования Госкомвоенпрома с 2004 по 2016 год) и начальник отдела экспортного контроля и лицензирования Госкомвоенпрома отметили, что за 25-летний период своего существования национальная система экспортного контроля постоянно совершенствовалась, пройдя фазы становления, дальнейшего развития организации и национального законодательства об экспортном контроле.
После распада Советского Союза и образования суверенного государства - Республики Беларусь на его территории было сосредоточено значительное количество вооружения и военной техники (ВВТ), превышающее потребности создаваемых национальных Вооруженных Сил. Впоследствии их запасы пополнились и вооружением, поступившим в республику из Западной группы войск, в процессе вывода российских войск из Германии. Данные обстоятельства явились причиной того, что предметом белорусского экспорта в дальнее зарубежье в начале 90-х годов стали излишки ВВТ, что соответствовало национальным интересам.
Это предполагало в свою очередь возрастание роли государства в регулировании экспорта материалов, оборудования и технологий военного назначения и двойного применения, создание и поддержание на соответствующем уровне национальной системы экспортного контроля, соблюдение принципов международного права и обязанностей страны как члена ООН, а впоследствии и члена ОБСЕ.
Беларуси пришлось фактически с нуля создавать систему экспортного контроля, учитывая новые условия: переход к рыночной экономике, либерализацию внешнеэкономической деятельности, необходимость интеграции в мировое хозяйство, с одной стороны, и свои международные обязательства в сфере нераспространения оружия массового уничтожения и поддержания международной стабильности с другой.
Была начата работа по налаживанию долгосрочного взаимодействия с государствами, обладающими определённым опытом в сфере экспортного контроля, а также с существующими многосторонними режимами экспортного контроля, что потребовало от государства создания соответствующей нормативной правовой базы и организации действенного экспортного контроля.
Дату – 21 августа 1992 года, принятия постановления Совета Министров Республики Беларусь № 516 «О создании в республике эффективного контроля в области экспорта специфических товаров (работ, услуг)», принято считать днем создания национальной системы экспортного контроля Республики Беларусь.
Развитие белорусской системы экспортного контроля проходило в несколько этапов:
1. Становления организации экспортного контроля на основе создания нормативно-правовой базы (с момента образования Республики Беларусь до принятия Закона «Об экспортном контроле» от 6 января 1998 года).
2. Совершенствование организации и национального законодательства об экспортном контроле (с января 1998 года).
За это время практически с нуля была разработана нормативная правовая база в области экспортного контроля, соответствующая всем международным стандартам и охватывающая все его аспекты – от производства и оформления права на внешнеторговые операции до ввоза-вывоза специмущества.
Наряду с постановлениями Совета Министров, с введением в Республике Беларусь института президентства, данная сфера стала регулироваться и соответствующими указами и распоряжениями Главы государства.
С 1992 года в Беларуси был принят ряд постановлений Правительства и Указов Президента, сформировавших национальную систему экспортного контроля. В частности, были разработаны списки специфических товаров (работ, услуг); создана эффективная система лицензирования экспорта и импорта такой продукции; учрежден национальный лицензирующий орган и межведомственный координационный орган; определены правила участия предприятий и компаний во внешнеторговой деятельности со специфическими товарами (работами, услугами), а также создан реестр компаний-производителей и компаний-посредников; установлена соответствующая административная и уголовная ответственность за нарушения в сфере экспортного контроля.
В декабре 2003 года был образован Государственный военно-промышленный комитет (Госкомвоенпром), который совместил в себе функции не только отраслевого министерства, в ведении которого находится ряд предприятий оборонного сектора экономики, но и уполномоченного государственного органа, претворяющего в жизнь в Республике Беларусь решения в области экспортного контроля.
Сосредоточение деятельности по всем аспектам экспортного контроля в одном органе позволило:
целенаправленно и комплексно решать стоящие перед государством задачи по данной проблематике;
создать нормативную правовую базу, детально регламентирующую деятельность в области экспортного контроля и лицензирования
реализовать на практике принцип «одного окна»;
внедрить в организациях республики, обладающих свидетельством на право осуществления внешнеторговой деятельности со специфическими товарами (работами, услугами) внутрифирменную систему экспортного контроля;
организовать обучение специалистов внутрифирменных систем экспортного контроля;
создать Систему информационного и методического обеспечения национальной системы экспортного контроля Республики Беларусь (СИМО НСЭК РБ).
К 2004 году в Беларуси была сформирована достаточно логичная исполнительная инфраструктура системы экспортного контроля. Она позволила упростить процесс лицензирования, оставив в силе механизм межведомственного согласования заявки на лицензию.
Кроме того, ряд функций в сфере экспортного контроля выполняют ведомства, входящие в национальную систему экспортного контроля. Выдачу лицензий на транзит через территорию Республики Беларусь продукции военного назначения осуществляет Государственный таможенный комитет.
Следует отметить, что белорусская модель системы экспортного контроля не делает разницы для частного или государственного предприятия. Если выполняется закон, то лицензия выдается без проблем.
В Республике Беларусь право на внешнеторговую деятельность с ВВТ, являющимися государственной собственностью, предоставлено указом Президента только компаниям-спецэкспортерам. Остальные предприятия государственной и негосударственной формы собственности получают такое право только на продукцию собственной разработки и/или производства.
Всего на данный момент правом осуществления внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг) обладают около 100 организаций (большинство из них – только в отношении продукции собственной разработки и/или производства).
Вместе с тем, сделку совершить невозможно без одобрения уполномоченного органа Республики Беларусь по контролю за экспортом и импортом военной продукции – Межведомственной комиссии по ВТС и экспортному контролю при Совете безопасности Республики Беларусь.
Период 2006 – 2012 годы в развитии белорусской системы экспортного контроля прошел под знаком общего укрепления и совершенствования всех составляющих ее элементов. В это время был издан ряд нормативных правовых актов Главы государства, направленные на совершенствование национальной системы экспортного контроля.
Страна инкорпорировала в свою нормативную правовую базу практически все принципы, выработанные многосторонними режимами экспортного контроля, соответствующие современным мировым тенденциям развития экспортного контроля (гарантии конечного использования, ответственность, всеобъемлющий контроль, контроль над передачей технологий, формирование внутрифирменных программ и т.п.).
Основой законодательства в области экспортного контроля является Закон Республики Беларусь «Об экспортном контроле» от 13.05.2016. Закон определяет правовые основы и полномочия государственных органов, юридических и физических лиц Республики Беларусь в области экспортного контроля, а также цели, основные принципы и понятия системы экспортного контроля и специфических товаров (работ, услуг).
Жесткая, хорошо организованная система экспортного контроля позволяет оптимально сочетать открытость белорусской модели экономики, возможность получения валютных средств от торговли специфическими товарами (работами, услугами) с требованиями национальной и международной безопасности и необходимостью соблюдения принципов международного права и обязанностей страны как члена ООН и ОБСЕ в области нераспространения оружия массового поражения.
Можно утверждать, что в Республике Беларусь создана и действует многоступенчатая система экспортного контроля за внешнеторговыми операциями со специфическими товарами, которая позволяет эффективно решать вопросы нераспространения оружия массового уничтожения.
Экспорт объектов экспортного контроля осуществляется в любые страны, за исключением государств, в которые такой экспорт запрещен или ограничен в соответствии с действие санкций или других принудительных мер, принятых Советом Безопасности Организации Объединенных Наций в отношении страны назначения (конечного пользователя).
В настоящее время национальная система экспортного контроля доказала свою дееспособность и эффективность. Республика Беларусь проводит последовательную политику, направленную на выполнение своих международных обязательств в области нераспространения и обеспечения эффективного контроля за ввозом-вывозом специфических товаров (работ, услуг).
Благодаря профессиональной и слаженной работе специалистов министерств и ведомств, предприятий оборонного сектора экономики, отвечающих за экспортный контроль, не было отмечено фактов нарушения международных обязательств Республикой Беларусь.
Многие эксперты свидетельствуют, что уже белорусские стандарты в этой области заимствуются другими странами.
Специалисты, прошедшие школу экспортного контроля сегодня представляют интересы Республики Беларусь в ООН, ОБСЕ, НАТО и других международных организациях.
За грамотную и качественную организацию работы по реализации государственной политики в области экспортного контроля и лицензирования Председатель Госкомвоенпрома Олег Двигалев вручил Почетную грамоту консультанту отдела экспортного контроля и лицензирования Госкомвоенпрома Василию Жуковскому; консультанту отдела экспортного контроля и лицензирования Госкомвоенпрома Инессе Семеновой; начальнику отдела экспортного контроля ГВТУП «Белвнешпромсервис» Олегу Чигвинцеву, начальнику отдела экспортного контроля ГВТУП «Белспецвнештехника» Василию Кудинкину и начальнику управления экспортного контроля ЗАО «БЕЛТЕХЭКСПОРТ» Игорю Кендюхову.

Справочно:
Республика Беларусь внесла существенный вклад в дело укрепления региональной и международной безопасности и продолжает предпринимать практические шаги в данном направлении.
Беларусь стала первым государством, которое добровольно отказалось от возможности обладания ядерным оружием, оставшимся после распада Советского Союза, и присоединилась в 1993 году к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства. Беларусь в 1992 году стала членом Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, а в ноябре 1996 года завершила вывод ядерного оружия со своей территории.
Являясь с 1992 года стороной Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, наша страна вывела со своей территории 584 ракеты средней и меньшей дальности с последующей ликвидацией на полигонах бывшего СССР.
Беларусь также является одним из государств-учредителей Гаагского кодекса поведения против распространения баллистических ракет.
В 1995 году Беларусь подписала Соглашение о гарантиях с Международным агентством по атомной энергии, присоединилась к конвенциям под эгидой МАГАТЭ о физической защите ядерного материала и о ядерной безопасности.
Беларусь является участницей Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года и Конвенции о запрещении разработки, производства и накоплениях запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года.
В 2000 году Республика Беларусь ратифицировала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и выступает за его скорейшее вступление в силу.
Беларусь признает роль многосторонних режимов экспортного контроля как одного из инструментов по сдерживанию незаконного распространения ядерных, химических, биологических материалов, оборудования и технологий, имеющих отношению к созданию оружия массового уничтожения, а также средствам его доставки. Являясь с 2000 года членом Группы ядерных поставщиков, Беларусь придерживается Руководящих принципов Группы при принятии решений о поставках контролируемой продукции.
В 2010 году было оформлено членство Беларуси в еще одном режиме экспортного контроля – Комитете Цангера.

IMG_4184.JPGIMG_4218.JPGIMG_4231.JPGIMG_4195.JPGIMG_4228.JPG



Назад в раздел